Что такое облигации

Облигации - самый, пожалуй, распространенный и известный, после акций, вид ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке. Что же такое облигации, как их приобрести и какую пользу они могут принести их владельцу?

Облигация - эмиссионная ценная бумага, фактически представляющая из себя долговое обязательство. Владелец облигации имеет право получить от эмитента (организации, выпустившей облигацию) номинальную стоимость этой облигации в оговоренный срок. Условиями выпуска конкретных облигаций может быть предусмотрена возможность оплаты по ней не деньгами, а в натуральной форме (например, акциями предприятия-эмитента или производимой им продукцией), а также процентный (купонный) доход по ней.

Какие бывают облигации

Облигации могут быть:

  • государственными;
  • муниципальными;
  • корпоративными.

Государственные и муниципальные облигации выпускаются, соответственно, правительством или местными органами власти, и выплаты по ним гарантируются этими органами и производятся из соответствующего бюджета.

Корпоративные облигации выпускаются юридическими лицами (предприятиями, организациями различных форм собственности) для финансирования своей деятельности, чаще всего для обеспечения каких-то крупных инвестиционных проектов. Далее мы будем говорить именно про корпоративные облигации.

Чем выгодны облигации эмитенту

Выгода облигаций для организации, выпускающей их, заключается в том, что они фактически представляют из себя альтернативный вариант кредитования, причем такой «кредит», как правило, обходится эмитенту дешевле, чем обычный кредит, получаемый в банке. Кроме того, для многих эмитентов очень привлекательной оказывается возможность выплаты по облигациям в натуральной форме (правда, это же обстоятельство может, напротив, оттолкнуть потенциальных покупателей облигаций и в итоге серьезно снизить стоимость и объем их размещения).

Облигации (кроме государственных, которые бывают и краткосрочными) выпускаются на длительный период, более года, что позволяет эмитенту привлечь «длинные» деньги на приемлемых условиях. При этом эмитент не попадает в зависимость от банка, что происходит при получении банковского кредита, и не делится правами управления, что происходит при дополнительной эмиссии акций.

Недостатком облигаций с точки зрения эмитента является достаточно сложная процедура их выпуска и регистрации, а также то, что длительный срок, на который они выпускаются (не менее года, согласно действующему российскому законодательству), делает эти ценные бумаги не очень привлекательными для потенциальных инвесторов, которые в наших российских реалиях предпочитают вкладывать деньги в более краткосрочные инструменты.

Чем привлекательны облигации для их покупателя

Доходность облигаций, как правило, оказывается чуть выше, чем доходность банковских депозитов со схожими условиями (сроками, суммами, условиями начисления процентов). При этом облигации крупных и стабильных эмитентов считаются достаточно надежным инструментом, их надежность совсем немного уступает надежности банковских вкладов.

Доход по облигациям абсолютно точно прогнозируем, в отличие от доходов от акций, которые могут как расти, так и падать в цене, и получение дивидендов по которым отнюдь не гарантировано.

Еще один очень привлекательный момент - это возможность в любой момент продать облигации на вторичном рынке, получив при этом некоторый доход. Этим акции выгодно отличаются от банковских вкладов, досрочно закрыть которые, не потеряв при этом начисленные проценты (или большую их часть) во многих случаях бывает невозможно. Найти же на вторичном рынке покупателя облигаций солидных эмитентов, надежность и платежеспособность которых не вызывает сомнений у участников рынка, обычно не составляет проблем. Причем приобрести такие облигации они бывают готовы по вполне хорошим ценам, обеспечивающим продавцу доходность, лишь немного уступающую той, которую он получил бы, если бы дождался срока погашения этих ценных бумаг.

Как купить и продать облигации

Эмитент, выпускающий облигации, как правило, прибегает к услугам андеррайтера (банка или инвестиционной компании, профессионально работающей на рынке ценных бумаг - если, конечно, вам не является таковым). Андеррайтер за сравнительно небольшое вознаграждение, обычно не превышающее 2-3% от объема эмиссии, проводит весь комплекс работ по подготовке и проведению эмиссии облигаций и их размещение.

Объем выпуска корпоративных облигаций в настоящее время, как правило, измеряется десятками или сотнями миллионов рублей, нередки в последнее время и эмиссии в несколько миллиардов. Первичное размещение производится обычно большими пакетами, простой же человек, желающий приобрести облигаций на несколько тысяч (десятков, сотен тысяч) рублей, как правило, может сделать это только на вторичном рынке.

Продать имеющиеся у вас облигации ранее срока их погашения можно, теоретически, любому человеку или юридическому лицу, которые захотят их купить, и по цене, на которую вы договоритесь. Если же смотреть на вещи реально, то, чтобы продать облигации, лучше всего обратиться в какую-либо инвестиционную компанию, которая, если ваши облигации ее заинтересуют, либо сама выкупит их, либо за умеренный процент от суммы сделки подыщет для вас покупателя. Цена продажи обычно определяется таким образом, чтобы доходность облигаций к сроку их погашения для покупателя несколько превышала бы доходность аналогичного по срокам банковского депозита или государственных облигаций.