Что такое ОСАГО

Закон об ОСАГО (обязательном страховании автогражданской ответственности) начал действовать 1 июля 2003 года, некоторое время спустя были приняты Правила ОСАГО. Именно принятие данного закона послужило причиной разделения российских автомобилистов на два лагеря: одни оценили принятие данного закона как правильный шаг правительства, а другие отнеслись к нему отрицательно, уточнив, что некоторые моменты являются довольно жесткими, а кое-что требует доработки.

Издание закона об ОСАГО назрело достаточно давно: способствующим этому фактором стало постоянное увеличение количества автомобильного транспорта, что сказывалось и на числе аварий на дорогах. Предполагалось, что ОСАГО сможет разрешить споры, связанные с нанесенным ущербом лицам, ставшим участниками дорожно-транспортного происшествия.

Уже само название ОСАГО указывает на то, что его должен оформить каждый автовладелец. После того, как начало действовать ОСАГО, только наличие его полиса давало возможность автомобилистам поставить автомобиль на учет, пройти техосмотр. Те же, у кого отсутствовал полис ОСАГО, не только лишались всего этого, но и вдобавок рисковали быть привлеченными к административной ответственности, предусматривающей штраф немалого размера.

Немаловажным моментом является то, что оказывать услуги по страхованию гражданской ответственности владельцев ТС имеют право лишь компании, являющиеся членами РСА (Российский союз автостраховщиков). В соответствии с законом об ОСАГО, возмещение ущерба, нанесенного в результате ДТП, возлагается на страховщика при условии, что виновником является водитель либо оба водителя. При этом в законе предусмотрены и особые условия: компенсация ограничена суммой размером 240 тыс.руб. из расчета на одного потерпевшего при условии, что вред здоровью либо жизни был нанесен группе лиц. Если в результате ДТП пострадало и имущество граждан, то размер компенсации ограничен суммой 160 тыс.руб. Если таких граждан всего один, то компенсация снижается до 120 тыс.руб.; стоит заметить, что это распространяется на любое количество страховых случаев.

Хотя в том же законе прописано, что водитель, который за весь ни разу не попал в аварию, может рассчитывать на скидки. Те же, кто часто становится участником ДТП, должны быть готовы к тому, что за следующий полис им придется выложить гораздо большую сумму.

Особое внимание нужно уделить ситуациям, когда вы отправляетесь на застрахованном авто в места проведения боевых действий, где отмечаются народные волнения, а также двигаетесь «по внутренней территории организации» либо осуществляете доставку грузов. Данные ситуации не относятся к страховым случаям. Также водителю будет отказано в предоставлении компенсации, если он столкнется не с автомобилем, а с сараем, гаражом либо домом.

Также нужно иметь в виду, что страховщик может на законных основаниях взвалить на вас обязательства по возмещению компенсации, которая положена пострадавшим при условии, что вы имели личный умысел навредить здоровью либо имуществу пострадавшего, управляли ТС, находясь в нетрезвом состоянии либо под воздействием наркотических средств, позволили вести автомобиль лицу, которое не имеет права на это, покинули место ДТП либо сели за руль в нестраховой период, пользуясь сезонным полисом.

Согласно правилам ОСАГО, в полисе не нуждаются владельцы транспортных средств, способные развивать скорость не более 20 км/ч. Освобожден от ОСАГО и транспорт, принадлежащий ВС РФ.

Из недостатков ОСАГО следует отметить крайне небольшой размер компенсации, откуда следует, что в большинстве страховых случаев ее будет недостаточно, чтобы возместить весь нанесенный ущерб. Вместе с тем неудобства создает обязательность данного страхования: автовладельцы вынуждены оформлять вместе с ОСАГО еще один вид, учитывающий их потребности. ОСАГО отличается тем, что он распространяется лишь на ДТП, хотя в дороге случаются и другие неприятности: аварии, угон транспорта, природные катаклизмы, ущерб, нанесенный вследствие вандализма и др. ОСАГО позволяет только возместить тот ущерб, который был нанесен другому участнику ДNП по вашей вине. На ремонт же своего автомобиля вы будет выделять свои личные деньги.

Не так давно закон об ОСАГО претерпел изменения - в 2008 году были приняты поправки. Согласно новой редакции закона, для оформления факта ДТП теперь не обязательно присутствие сотрудника ГИБДД. Однако это допускается при условии, что ущерб ограничен суммой в 25 тыс.руб. Пострадавший теперь получил возможность вести переговоры непосредственно со страховщиком относительно его страховой выплаты. В дополнение к этому были прояснены многие моменты, связанные с затягиванием выплат страховщиками. Задержка выплаты для страховщика чревата начислением штрафа. Для ограниченной эксплуатации автомобиля-участника ДТП установлен меньший срок, чем ранее: для физических лиц - 3 месяца, для организаций 6 месяцев. Хотя, по словам экспертов, эти поправки - лишь частичная победа автовладельцев над страховщиками. Сами же автомобилисты придерживаются мнения, что закон и, соответственно, Правила ОСАГО, могут и должны быть улучшены, что только повысит его эффективность.