Куда жаловаться заемщику

Время жестких взаимоотношений кредитора и должника безвозвратно прошло, заемщик теперь не является безропотным существом, которого можно третировать всевозможными способами с целью взыскать долги.

Бывают случаи, когда банк, вернее сотрудники банка, предоставившего клиенту заемные средства, ведут себя, мягко говоря, некорректно по отношению к заемщику, требуя возврата задолженности в грубой и хамской форме. Но надо понимать, что кредитный договор устанавливает определенные условия, а также права и обязанности обеих сторон, и ни одна из сторон не имеет преимущества перед другой.

Возможные причины для жалобы

До подписания кредитного договора ни кредитора, ни должника ничего не связывает, за исключением морально-этических правил, принятых в современном обществе. Но после подписания этого документа обе стороны в случае нарушения их прав могут понести не только моральный вред, но и материальный ущерб. Заемщику в этом случае рекомендуется изучить свои права, описанные в договоре, а при их нарушении не замалчивать ситуацию.

Если какие-либо условия не указаны в договоре, то вопросы, связанные с урегулированием возникших споров всегда можно решить в гражданско-правовом поле. Например, процентная ставка по кредиту может быть изменена банком в одностороннем порядке, но для этого необходимы определенные условия. И только в этом случае ставка может быть изменена. Например, это повышение Центральным банком России ставки рефинансирования в течение действия кредитного договора. При этом банковское учреждение обязано в оговоренные сроки предупредить заемщика.

Еще одной причиной возмутиться клиенту может быть некорректное поведение сотрудников банка по взысканию долга. Ситуации в жизни бывают разные, но, просрочив очередной платеж, заемщик не обязан выслушивать грубости и угрозы со стороны сотрудников банка или организации, занимающейся сбором долгов. Ни банк, ни коллекторские организации не имеют никакого права давить на вас и ваших близких с целью возвратить долги.

В случае допущения первой просрочки от банка следует ожидать звонка с напоминанием, письма, визита коллектора, но все это должно быть в вежливой, корректной форме.

После нескольких просрочек банк вправе передать дело заемщика в организацию, специализирующуюся на сборе средств с должников и истребовании долга. Но даже в этом случае запугивание и угрозы, грубое обращение неприемлемо. Кроме суммы основного долга, процентов по нему с должника вправе истребовать сумму неустойки, штрафов и пеней, но только в том объеме, который предусмотрен кредитным договором между банком и клиентом. Сверх этих денег с вас никто не имеет права ничего требовать. Никакие возмещения дополнительных расходов банка, связанных с истребованием долга вы возмещать не обязаны по закону.

Разглашать информацию, касающуюся вашей задолженности перед кредитным учреждением, банк также не имеет права. Поэтому звонки по месту вашей работы или визиты с целью вернуть долг и разговоры с вашими коллегами строго запрещены законом. И наказание, предусмотренное за нарушение банковской тайны, довольно сурово – тюремное заключение сроком до двух лет.

Форма жалобы на банк

Если ваши отношения с банком вас не устраивают, и вы считаете, что банковский клерк обошелся с вами недостаточно корректно, то вы можете воспользоваться обычной жалобной книгой, которая должна быть в каждом подобном учреждении. Как правило, солидные банки дорожат своей репутацией и постараются урегулировать конфликт по вашему первому сигналу.

Не добившись жалобной книги, идите к руководству отделения, вышестоящую организацию. Пытайтесь таким образом добиться справедливости. Если кредитором были нарушены условия, предусмотренные договором, вы также должны начать с обращения в вышестоящую инстанцию.

Если и эти меры не дали никакого результата, а отступать вы не намерены, то отправьте свою претензию в головной офис банка. Лучше свою жалобу изложить на бумаге и зафиксировать ее прием на копии. Копию, конечно же, оставьте себе. У каждого банка есть страница в интернете. Свое мнение о работе учреждения вы можете разместить там. Навряд ли его оставят без внимания.

Когда ваше негодование велико, а нарушение ваших прав не трогает банковских клерков даже на высоком уровне, то, пожалуй, стоит отправиться в Комитет по кредитным организациям, работающий при Государственной Думе Российской Федерации. Их функции состоят в том, чтобы контролировать работу финансовых организаций.

Не оставят вас без внимания и другие негосударственные организации, объединения кредитных и финансовых организаций, в состав которых входят многие банки Российской Федерации. Это Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков и так далее. Авторитет их велик, они реально могут помочь, если вы действительно пострадали от ущемления ваших прав в финансовой сфере.

И еще одна инстанция, в которую вы можете обратиться за восстановлением ваших прав. Это суд. Бытует мнение, что доводить дело до суда дело муторное, долгое и практически обреченное на провал. Но это далеко не так. В последнее время в судебной практике появилось множество решений в пользу заемщиков о снятии с них обязанности по уплате непомерных штрафов за просрочку долга, а также по возмещению морального и материального ущерба, причиненного многочисленными звонками и другими способами взыскания долгов. Организация, которая изначально была создана, чтобы стоять на страже потребителей любых услуг – Роспотребнадзор. Сюда также можно обратиться, если ваши права нарушены.