Страхование грузов

Каждая сделка купли-продажи проходит несколько этапов. Первый этап: выбор товара, второй – оформление сделки и упаковывание, третий – транспортировка (чаще, без сопровождения покупателя или продавца). И, наконец, прибытие на место «постоянной прописки». Так вот, при осуществлении третьего этапа возможны неприятности: груз окажется утерянным или поврежденным (причем второе встречается реже, чем потеря или недостача). Избежать неудобств финансового плана при перевозке поможет оформление страховки. В зависимости от того, какая из сторон отвечает за данный процесс, страховой полис может оформить как покупатель, так и продавец.

Особенности страхования грузов при внешнеторговых операциях

Различают несколько видов страхования груза: с учетом всех рисков; от отдельных видов аварий; полной или частичной порчи груза. Чаще всего клиент выбирает наиболее выгодные для себя условия сохранности товаров. Так повсеместно принято среди иностранных импортеров. А вот на российских участников импортно-экспортной среды международные стандарты распространяются не полностью.

Иностранные страховщики не любят страховать грузы при их транспортировке в пределах Российской Федерации. На это влияют невысокие страховые взносы, общие объемы товарооборота в России, невозможность предвидеть конечные убытки. Нередко заключенный с иностранной страховой компанией договор по страхованию груза предусматривает, что он перестает действовать после прохождения российской таможни. К тому же российский импорт часто приходит с завышенными страховыми тарифами.

В отечественном страховом пространстве российские страховые компании имеют ряд преимуществ. Частичное страхования импорта на территории государства за счет местных компаний достаточно распространенное явление. Для зарубежного производителя такие условия становятся выгодными, так как повышается гарантия сохранности груза. К тому же местные страховые компании лучше осведомлены в особенностях российского законодательства, а в случае возникновения страхового случая способны более оперативно и качественно решить образовавшуюся проблему.

Страхование экспортируемых из России товаров, наоборот, происходит больше у отечественного страховщика. Самой выгодной статьей доходов страховщиков считается именно оформление экспортной страховки на груз. К крупнейшим экспортерам нашей страны относятся топливно-энергетические компании. Они и возглавляют список лидеров по страхованию грузов, используя услуги кэптивных и отраслевых страховых компаний.

Страхование грузов при перевозке в пределах России

Наряду с экспортно-импортными операциями по страхованию грузов (где предусмотрено осуществление операций независимо от географии перевозок), отечественные покупатели или продавцы при внутренних грузоперевозках заботятся больше о трейдинговом риске, чем о транспортных проблемах.

Среди российских страховщиков оформление полиса на внутренние перевозки грузов не распространено, лишь немногие предоставляют такую услугу. Хотя страховые случаи на территории России встречаются часто, значит, риск при транспортировке достаточно велик. Это говорит о том, что на сегодняшний момент редко кто из местных контрагентов представляет полноту открывающейся возможности. Это реальная защита товара, к тому же обходящаяся страхователю не слишком дорого.

Несмотря на повышенную конкуренцию на рынке страховых услуг, редко кто из участников рыночных отношений становится в очередь по оформлению страховки груза. Все страховые операции по перевозке груза распределены по стране между основными операторами, это свидетельствует о том, что страховщики пользуются доверием лишь постоянных клиентов. С такими клиентами принято заключать долгосрочные (генеральные) страховые отношения, предусматривающие продолжительный период взаимоотношений между компанией и клиентов на все перевозимые товары, отвечающие заявленным характеристикам. Практика заключения таких договоров сводится к возможности перезаключения (продления) договора по страховке (это условие входит в основной пакет страхового полиса как кэптивных, так и универсальных страховщиков).

Перестрахование грузов распространяется и на экспорт, что повышает гарантии сохранить товар. Перестрахование составляет 60-95% от страховых взносов, собираемых по данному виду страхования. Зарубежные перестраховщики обеспечивают надежные условия, что способствует повышению доверия к отечественным компаниям в глазах потенциальных клиентов. В таких случаях страховой риск значительно падает.