Особенности развития банковского сектора

В современных условиях развития банковской системы объектом управления становится уже не просто банк и его операции, а банковский бизнес в целом. Специфические особенности банковского бизнеса как объекта управления обусловлены, во-первых, ключевыми признаками понятия “бизнес”, во-вторых, - сферой ведения бизнеса, в-третьих, - кругом заинтересованных сторон.

Что такое банковский бизнес

Раскрытие содержания понятия “бизнес” с различных точек зрения позволяет выделить его ключевые черты, а именно:

  • с экономической точки зрения бизнес является способом получения экономической выгоды. Использование в качестве целевого ориентира “экономической выгоды” вместо традиционной “прибыли” позволяет учесть получение денежных средств не только от использования активов, но и от их обмена на другой вид актива, распределения активов между другими собственниками и т.д.;
  • с юридической точки зрения бизнес является объектом имущественных прав и служит средством осуществления экономической деятельности. Поэтому бизнес является объектом вложения инвестиций с целью получения экономических выгод от использования активов имущественного комплекса;
  • с социальной точки зрения бизнес является неотъемлемым элементом рыночных отношений, возникновение которого обусловлено новым этапом развития производственных отношений, связанных с обменом результатами деятельности, то есть деловыми отношениями.

Специфика банковского бизнеса обусловлена также осуществлением деятельности в сфере услуг путем посредничества и связана с работой банков как финансовых посредников (макроэкономический уровень проявления банковской деятельности), так и предпринимательских структур (микроэкономический уровень) одновременно. Все это обусловливает посреднический характер банковского бизнеса; рискованность деятельности и численности сторон, заинтересованных в эффективной работе (государство, собственники, менеджмент, клиенты, партнеры).

Современные подходы к управлению банковским бизнесом

Современные мировые тенденции развития банковского бизнеса и вызовы, порожденные глобальными рисками, кризисными явлениями и активной рыночной конкуренцией, побуждают к поиску новых подходов в управлении, оптимизации ресурсной базы банка и разработки антикризисной стратегии развития бизнеса.

Такие направления развития мирового банковского бизнеса и финансовых рынков - глобализация, масштабные процессы международных слияний и поглощений, растущее влияние таких участников рынка, как небанковские финансовые учреждения, поставщики дистанционных и мобильных услуг привели к стремительному усилению конкуренции. Поэтому перед банками разных стран возникает вопрос, смогут они соответственно адаптировать свои модели ведения бизнеса. Практически для любого финансово-кредитного института критерием выживания на рынке наряду с формированием сильной конкурентной позиции становится способность своевременно и эффективно адаптироваться к изменениям макроэкономических факторов как внутреннего, так и внешнего происхождения.