Что такое «голубые фишки»

Многие отечественные и зарубежные каналы сделали экономическую рубрику одной из основных составляющих новостных программ. Лидируют, безусловно, сообщения об изменении цен на нефть и о колебаниях валютных курсов. После них идут новости биржевого рынка. Нередко в такого рода новостях звучит термин «голубые фишки», значение которого известно далеко не каждому.

По сути, ничего таинственного в этом понятии не сокрыто. Изначально данное название имело прямое отношение к игорному бизнесу. Так, в казино голубые фишки имеют наиболее высокую ценность, их используют в игре главным образом самые крупные клиенты.

Если провести аналогию, то получится, что на фондовом рынке «голубые фишки» представляют собой ценные бумаги крупных, надежных, обладающих высокой платежеспособностью компаний с высокой степенью ликвидности, то есть возможностью продать акции тогда, когда заблагорассудится, на выгодных или хотя бы приемлемых условиях. Такие компании, помимо прочего, отличаются стабильными показателями доходов, а также дивидендов.

Большая часть компаний, чьи акции могут котироваться как «голубые фишки», представляет собой крупнейших игроков в той или иной сфере. К числу таких компаний относятся автомобильные гиганты Toyota, Ford и другие, «почти монополисты» в сфере сетевых поисковых систем и программного обеспечения Google и Microsoft соответственно, производители компьютерного «железа» IBM и тому подобные. Если говорить о российском рынке, отечественные «голубые фишки» - это, прежде всего, предприятия нефтегазовой и металлургической отрасли: Газпром, Норильский никель, ЛУКОЙЛ и другие.

Плюсы и минусы «голубых фишек»

«Голубые фишки» имеют ряд особенностей. Это наиболее надежное вложение денежных средств. Несмотря на то, что четкие и формальные критерии «голубых фишек» отсутствуют, как правило, к этой категории причисляются акции компаний, обладающих высоким показателем капитализации. Капитализация каждой конкретной фирмы определяется путем умножения выпущенных на рынок акций компании на цену одной акции, сформировавшуюся в ходе торгов. Так как компании – эмитенты «голубых фишек», в своем большинстве являющиеся предприятиями-гигантами, локомотивами тех или иных отраслей или подчас даже экономических систем, связаны с множеством акционеров, партнеров и клиентов, они вынуждены регулярно отчитываться перед общественностью по результатам своей деятельности. За счет своевременного обновления информации о важных показателях работы компании существенно снижается риск пропустить признаки кризисных явлений, которые могут быть связаны с изменением конъюнктуры рынка или с какими-либо факторами внутри самой фирмы. Это сочетание стабильности доходов и некоторой предсказуемости финансовой политики делает «голубые фишки» наиболее предпочтительным вариантом вложения денежных средств с целью их сохранения. Причем справедливо это как в отношении благополучных времен, так и кризисных.

Однако имеется и оборотная сторона медали. Что касается «голубых фишек», это, прежде всего, невысокий уровень доходности. Безусловно, крупные компании отличают надежность и стабильность. Кроме того, им свойственна устойчивая тенденция к увеличению общих доходов, расширению рынков сбыта и наращиванию производства. Между тем, глобальность масштабов, огромные расходы на модернизацию в соответствии с современными требованиями рынка, а также большое количество акционеров оказывают немалое влияние на темпы роста прибыли. Акцент в данном случае делается на стабильность, но никак не на доходность. Так, исследования американского рынка показали, что за последние несколько десятилетий средняя доходность от вложений составила 11% годовых, что, согласитесь, не сильно отличается от процентов по банковским вкладам. Компании же «второго эшелона», вложения в которые более рискованны из-за высокой конкуренции на рынке или плохой прогнозируемости новых отраслей, отличаются более высокой доходностью. Тут уж каждому свое: кто-то предпочитает «синицу в руках» («голубые фишки»), кто-то – «журавля в небе» («второй эшелон»). Что касается компаний «третьего эшелона», их доходы могут оказаться баснословными в сравнении с теми же «голубыми фишками». Вот только о ликвидности и надежности говорить не приходится.

Но в одном уверены абсолютно все эксперты – в период финансового кризиса деньги с целью их сохранения нужно вкладывать в «голубые фишки». Долгосрочные тенденции при этом указывают на то, что с течением времени удельный вес монополий и других компаний подобного уровня в мировой экономике сократится, все более существенную роль будут играть средние компании. Реальность же такова, что многие молодые фирмы, которые рассчитывают на инновационные технологии, просто-напросто разоряются. На плаву остаются те, кто владеет значительными финансовыми ресурсами и имеет сформированную потребительскую базу, пусть даже и сократившуюся. Так что, если вы имеете возможность приобрести пару сотен акций ЛУКОЙЛА, непременно ей воспользуйтесь.