Дисконтные карты

Разноцветные пластиковые или картонные карточки, дающие право на получение скидки при покупке того или иного товара или услуги, уже давно стали обыденным элементом жизни наших сограждан. К тому же носит это явление массовый характер. Редкая коммерческая организация не предоставляет своим клиентам дисконтные карты.

Ни для кого не секрет, как выглядит эта дисконтная карта. Это или изготовленная из пластика карточка, снабженная магнитной полосой, чипом или штрих-кодом, или карточка, сделанная из ламинированного картона. На картах второго типа обычно просто указывается размер скидки, которую компания предоставляет своему клиенту. Используя такую карту можно покупать продукты в этой торговой сети с суммарной скидкой в течение года. А некоторые дисконтные карты идут в подарок с приобретенными товарами или услугами, как, например, это делается в сети детской и молодежной одежды Gloria Jeans, где их вручают покупателям, приобретшим товары на определенную сумму. Владельцы банковских карт, особенно Visa и Master Card, становятся участниками гораздо более сложных дисконтных программ. Им предоставляются скидки и льготы сразу в нескольких потребительских сегментах рынка.

Виды дисконтных карт

Дисконтные карты различаются по способу своей работы. Стандартная дисконтная карта предлагает своему владельцу фиксированную скидку при совершении разовой покупки. Иногда такие «дисконты» можно получить, принимая участие в рекламных акциях компании. Но не каждый участник рынка готов одаривать своих покупателей картами с расчетом на сомнительную перспективу. Большинство предпочитает возложить на плечи клиентов расходы по оформлению карт.

Концепция накопительной дисконтной карты связана с тем, что величина скидки по карте напрямую связана с частотой и объемами покупок, совершаемых клиентов в данной торговой компании. На карте могут суммироваться как проценты, которые будут уменьшать расходы покупателя, так и призовые баллы, которые в результате могут сами стать платежным средством.

Иногда дисконтная карта делает своего владельца членом статусного мира торговой компании. На такой карточке ставится приставка «VIP», и выдается она только членам особого дисконтного клуба. Часто этот клуб объединяет сразу несколько компаний, и дисконтная карта гарантирует получение скидок от каждой из них.

Зависимость от карт

Если рассматривать маркетинг с точки зрения магии, то эти карты следует отнести к числу мощных приворотных средств. Возможность сэкономить 10-20% при покупке способна на долгие годы привязать человека к одному и тому же продавцу. А если дисконтная карта еще и предлагает посещать различные увеселительные мероприятия, то она еще больше вырастает в глазах своего владельца.

Подобная привязанность к одному продавцу выгодна только магазину. Попавший в психологическую зависимость потребитель теряет способность расширять свой кругозор и упускает из виду интересные предложения от других участников рынка.

Кроме того, многие покупатели со временем попадают в зависимость от накопления процентов или баллов. В таком случае они совершают покупки не потому, что «надо», а ради накопления бонусов и бесплатных подарков. Такая дисконтная карта вызывает у держателя иллюзию выгодности совершаемой покупки и ведет его на путь шопоголизма. А ведь подобные крайности никого не красят, и невозможно сэкономить в условиях необоснованных трат.