Понятие ликвидности ценных бумаг

Все бизнесмены, сферой деятельности которых являются финансовые и фондовые рынки, прекрасно знают все атрибуты, свойственные ценным бумагам, и среди них обязательно выделят такой важнейший атрибут, который называется ликвидность ценных бумаг. Таким туманным определением называют очень важный показатель ценных бумаг, от которого напрямую зависит их статус и ценность.

О ликвидности как о состоянии

Ликвидностью ценных бумаг называют так называемый плавающий показатель способности обмена ценных бумаги на деньги при условии, что у их стоимости не произойдет значительных изменений. Речь идет о показателе скорости продажи. Современный фондовый рынок динамично изменяется, поэтому данный критерий является одним из самых главных. Если стоимость акций и других ценных бумаг начинает стремительно понижаться, то это грозит их обладателю значительными убытками.

Дело в том, что ликвидность является временным показателем, на нее влияет целый ряд количественных и объемных факторов. Например, величина неабстрактной ликвидности ценных бумаг напрямую зависит от того, каков пакет продажи или покупки. Если выбросить на торги крупный неделимый пакет акций одномоментно, сработают два показателя ликвидности, являющихся взаимно противоположными. Из-за того, что сумма сделки слишком велика, продавец акций может сознательно ограничить круг возможных покупателей, предпочитая солидных клиентов. В то же время увеличивается покупательская привлекательность акций из-за размера их пакета. Например, если пакет акций составляет 25% от всего их количества, он становится очень привлекательным благодаря тому, что собственник может реально управлять акционерным обществом-эмитентом.

Кроме того, ликвидность определяют ценовые факторы – так называемый спред. Спредом называют разницу между стоимостью покупки ценной бумаги и ее продажной стоимостью. Для высоколиквидных ценных бумаг характерен весьма низкий спред – не более 0,5%. С его увеличением ликвидность ценных бумаг уменьшается.

Имеется еще один параметр ликвидности ценных бумаг. Речь идет о ежедневном объеме операций по купле-продаже данных ценных бумаг. От этого показателя зависит такой весьма неоднозначный параметр ликвидности, как популярность акции и ее статус. Если ценные бумаги обладают в данном аспекте высокими показателями, то это говорит об интересе покупателей к ценным бумагам и тому, что у продавцов имеются условно свободные активы.

Есть еще один, пожалуй, самый субъективный показатель ликвидности ценных бумаг. Речь идет о количестве профессиональных дилеров, работающих на фондовой бирже, которых называют маркетмейкерами, выставляющих свои котировки ценных бумаг и обладающие неким запасом данных активов. Если профессиональные участники фондового рынка проявляют к данным ценным бумагам подобное внимание, при наличии у них резерва, это, безусловно, приводит к повышению их ликвидности.

Повышение ликвидности

Ликвидность является главенствующим атрибутом любых ценных бумаг, поэтому в задачу эмитентов входит добиваться повышения данного параметра. Для достижения этой цели существуют различные способы, как эмиссионные, так и вторичные.

В связи с тем, что ликвидность ценных бумаг зависит от степени ее популярности, грамотно будет для повышения данного параметра заняться поэмиссионным распространением этих ценных бумаг, предлагая их большому кругу потенциальных покупателей. Благодаря данному действию одновременно улучшится и оборачиваемость бумаг. Помимо этого, очень важно, чтобы дилеры и эмитент размещали ценные бумаги в биржевых листах, что необходимо для обеспечения надежности и простоты совершения сделок.

Но биржевого продвижения ценных бумаг недостаточно. Необходима также работа, связанная с реализацией облигаций, акций и иных ценных бумаг и за границами биржи. С расширением сферы можно резко увеличить число будущих покупателей. Привлечь маркетмейкеров к вопросу продвижения ценных бумаг тоже будет очень разумным шагом заинтересованных лиц, в том числе эмитентов. У перечисленных субъектов большой авторитет и влияние в мире биржевых рынков.

Теперь понятно, что высокая ликвидность тех или иных ценных бумаг возникает в результате комплексных мер, которые направлены на продвижение ценных бумаг на том или ином рынке. Идеальную стратегию по созданию высоколиквидных ценных бумаг никто еще не изобрел, но при проведении процедур достижения ликвидности с четкостью и своевременностью, можно будет получить ценные бумаги, имеющие довольно хороший показатель инвестиционной привлекательности.