Сетевой маркетинг
Мы давно перестали замечать, как прочно в нашем языке укрепилось словосочетание «сетевой маркетинг». И как это часто бывает с иностранными терминами и словами люди даже не подозревают, что стоит за этим понятием. Да и те, кто, используя те или иные сведения, уже успел составить собственное представление о нем, зачастую затрудняются дать оценку сетевому маркетингу как явлению.
Справедливости ради стоит отметить, что в нашей стране понятием «сетевой маркетинг» обозначают явление, которое в мире известно, как многоуровневый маркетинг (Multi Level Marketing - MLM). Но это не слишком важно, ведь как бы это явление не называли – сетевым или многоуровневым, суть у него одна – это система прямых розничных продаж, при отсутствии предварительной рекламной компании, а человек, ставший дистрибьютором (распространителем товара), одновременно проводит рекламу и продажу товару потенциальному покупателю. В свою очередь он имеет определенную долю с продажи каждой единицы или определенного количества товара. Привязку «сетевой» этот вид продаж получил из-за того, что большая часть подобных дистрибьюторов создают настоящие «торговые сети» в которые входят их друзья и знакомые.
История сетевого маркетинга
Сетевой маркетинг не является молодым явлением, его история насчитывает не один десяток лет. Официально отсчет существования системы многоуровневого маркетинга стоит отнести в 1945 году, когда Уильям Кэссельбери и Ли Митингер стали национальными дистрибьюторами химико-фармацевтической американской компании Nutrilite Products. Именно они для распространения продукции компании применили приемы, позже ставшие классическими для сетевого маркетинга. В 1959 году бывшие сотрудники Nutrilite Products Раич де Вос и Джей ван Энджел основали собственную компанию American Way Corporation (Amway), в основу которой положили принципы сетевого маркетинга.
Деятельностью компании Amway в период с 1975 по 1979 годы занималась Федеральная комиссия по торговле США, которая проводила проверку на соответствие работы компании механизмам построения финансовых пирамид. В итоге они пришли к выводу, что многоуровневый маркетинг имеет право быть легальным способом продвижения продукции на рынке. С этого времени сетевой маркетинг начал распространятся по всему миру.
В нашу страну он пришел в 1989 году с компанией Herbalife. Расцвет сетевого маркетинга в России связан с экономической стабилизацией конца 1990-х – начала 2000-х годов, когда этот вид продаж занял свое место на рынке косметической продукции, товаров для дома и бытовой техники.
Принципы сетевого маркетинга
Если говорить о принципах сетевого маркетинга, то схема у него довольно простая (это если отбросить в сторону сложные рассуждения и объяснения). Некая фирма, занимающаяся производством определенных товаров или владеющая оптовой партией товаров, хочет их продать. Для распространения этих товаров она привлекает индивидуальных дистрибьюторов, которые должны находить потенциальных покупателей, проводить краткую рекламную акцию (как правило, перечисляя функции товара и демонстрируя самые простые из них) и осуществлять сделку купли-продажи.
Доход дистрибьютора составляет определенная доля, которую он получает от реализации каждой единицы товара. Выгода компании (или производителя) в данном случае заключается в том, что изначальная розничная стоимость товара превышает аналогичные товары в магазине, но здесь нет расходов на проводимые рекламные акции, а также минимизированы расходы на продавцов (доля самого дистрибьютора закладывается в эту высокую розничную цену). Таким образом, доход дистрибьютора зависит от того, сколько единиц того или иного товара он смог продать.
Особенность сетевого маркетинга, некогда привлекшая внимание американских властей (а в Китае многоуровневый маркетинг официально запрещен) и роднящая его с финансовыми пирамидами, проявляется в следующем. Дополнительный стимул для активной работы дистрибьютора заключается в том, что он может получить дополнительный доход, если сможет привлечь в число дистрибьюторов фирмы своих знакомых. Благодаря этому он будет получать процент от каждой сделки, которую будет проводить привлеченный им дистрибьютор.
Таким образом на свет появляется внешне привлекательная схема. Хотя при рекламе сетевого маркетинга не упоминают, что рано или поздно этот принцип приводит к тому, что стоимость товара достигает своей критической отметки и повышать ее уже нельзя. И люди уже не готовы выкладывать несколько тысяч рублей за утюг или гель для душа. В результате, чем дальше дистрибьютор находится от верхушки этой лестницы, тем меньше его доходы, ведь он еще перечисляет свои проценты «старшим» дистрибьюторам.
В чем-то это действительно напоминает финансовую пирамиду, хотя сетевой маркетинг отличается от нее одним важным отличием – здесь отсутствуют вступительные взносы, которые в финансовых пирамидах выплачивают за не имеющие никакой цены ценные бумаги и обязательства. Здесь продается реальный товар, по завышенной, но вполне определенной цене, причем производится это на заранее оговоренных и не противоречащих законодательству условиях.
Минусы сетевого маркетинга
Сетевой маркетинг часто критикуют и вполне справедливо обвиняют с самых разных позиций. Некоторые находят схожие черты между многоуровневым маркетингом и тоталитарными сектами, а некоторые проводят параллели даже с преступными сообществами. Есть свои критики у той радостной картины, которую адепты МЛМ рисуют при вербовке новых дистрибьюторов, забывая при этом поделиться информацией о минусах и недостатках системы.
Но как бы то ни было, сетевой маркетинг является вполне законным способом получения доходов. А вопрос о том, что построена эта схема для получения доходов довольно ограниченному количеству предприимчивых людей за счет недополучения выгоды гораздо большего количества менее предприимчивых людей, находится в другой плоскости, моральной. Но капитализм и мораль, как все уже успели убедиться, не всегда идут рука об руку.
- Комментировать (войти)